КУЛЬТУРА

Традиции, праздники, обычаи, песни

 

Западнорусская традиция занимает особое место среди других русских традиций. На её землях с самых древних времён жили восточнославянские племена, слившиеся в древнерусскую народность в Киевской Руси. После татаро-монгольского нашествия Брянские земли входили в великое княжество Литовское (с XIV в.), а позднее – в Московское государство, что и было закреплено окончательно в 1654 году при воссоединении Украины с Россией

Во все периоды истории русской государственности нынешняя Брянская область в составе западнорусских земель была пограничной территорией, а её население жило в постоянном контакте с соседями: в докиевские времена – с другими восточнославянскими племенами, а позднее – с украинцами и белорусами. Эти особые исторические условия и определили самобытность музыкальной культуры, её древнейшие восточнославянские корни, живые связи трёх народов: предопределили как общность ранних слоёв музыкальной культуры, так и более поздние взаимовлияния.

Брянщина богата разнообразными песенными жанрами. В её деревнях и сёлах можно услышать своеобразный брянский распев, богатый сильными и рельефными подголосками.

Широко бытуют на Брянщине песни об истории родной земли, о её людях, любви и многом другом. По жанру наиболее часто встречаются календарные, свадебные, плясовые, игровые, шуточные, хороводные, лирические, посиделочные, песни связанные с уборкой урожая. Народно-песенные жанры, бытующие в Дятьковском районе, разнообразны. Значительную часть составляют песни позднего происхождения (свадебные, любовные, игровые, лирические, частушки). Но встречаются и песни глубокой древности – календарные. Современный фольклор представлен частушками, хороводными и шуточными песнями, в которых современные тексты положены на мелодии плясовых песен более раннего происхождения.

Календарные песни  - песни зимних, весенне-летних аграрных праздников. Это песни, различные по своей бытовой функции, - обрядовые, праздничные, а также лирические.

Содержание песен очень разнообразно, особенно масленичные и весенние, среди которых на один типовой напев могут быть исполнены разные по тематике тексты («Масленая кривошейка» - «Масленая зеленая»; «Как по морю» - «Усе девки в лес по ягоды пошли»; «Закукала зязюлечка» - «Чия ж ета хата с краю» и т. д.).

Наиболее любимыми в народе зимними праздниками были Святки и Масленица. На святочных игрищах обычно исполнялись подвижные песни, по напеву и содержанию аналогичные общераспространённым хороводным («А я золото хороню»). Девушки обычно в такие святочные вечера гадали о своей судьбе: сыпали на пол уголь, зерно или хлеб. Запускали петуха и ждали, что он будет клевать. Если уголь – к бедной жизни, а если за хлеб или зерно – к богатой.

Масленица – праздник, отличающийся особым весельем. Любимыми занятиями были катания на лошадях, катание с гор на санях. «Масленица» - чучело представляющее собой пук соломы, перемешанной с тряпьём, который насаживали на борону. Везли Масленицу через всю деревню с песнями, смехом, шутками. Масленица считалась праздником молодожёнов. Существовал обычай обходить дворы супружеских пар и «окатывать» их – катать в снегу. В домах молодожёнов устраивались «блинные» праздничные вечера, на которых иногда и одаривали друг друга подарками.

Праздником встречи весны был день весеннего равноденствия – 9 марта (по старому стилю). В этот день пекли из теста фигурки, изображавшие птиц: куликов, чибисов.

Как только исчезал снег, молодежь устраивала игрища, все выходили на улицу, женщины и девушки начинали водить хороводы: «Бывало идём с кладбища, остановимся на поляне, сумки положим и заводим карагод …».

Карагодные песни являются очень распространённым жанром в Брянской области. В Дятьковском районе этот жанр представлен интересными примерами: «Усе девки в лес по ягоды пошли», «Закукала зязюлечка», «Ишла Маша», «Долина - долинушка» и многие другие.

О плодородии и вечной молодости поётся в песнях, обрядах, исполняемых на «гряной» неделе. Молодые женщины и девушки идут в рощи завивать берёзки – связывать из веток венки, чтобы сохранить и передать силу роста и жизни полю, воде, людям.

Девушки бросали венки в воду, чтобы узнать свою судьбу. Если венок утонет – быть несчастью, никогда не быть девушке  с любимым; поплывёт венок – жди счастья. В эти дни девушки клялись друг другу в верности и дружбе, для чего и кумились, целовались через сплетённые берёзовые ветки.

С началом уборочных работ (июль) прекращались праздничные гуляния, звучали песни, воспевающие труд земледельца. («Посеяла огурочки», «Как на нашей нивке»). В прошлом каждая уборочная пора имела свои песни, например: покосные, жнивные, «картофельные» (исполнялись при уборке картофеля). Эти   песни звучали на полях, исполнялись в полный голос и завершались возгласом «Гу!».

Помимо общепринятых праздников в каждой деревне, селе или посёлке существует свой Престольный праздник. В посёлке Любохна это «Казанская» (Казанская Божья мать). Обычно начинался праздник со службы в церкви, «крестного хода». Затем начиналась гульба. Пелись весёлые, лирические песни. Традиционным блюдом на этом празднике была «лапша». В селе Слободище таким праздником является Рождество Богородицы. Однако старожилы утверждают, что когда  в Слободище была церковь Рождества Пресвятой Богородицы, то престольным праздником считался Фролов день 31 августа. В этот день, а также на Оспошку (Успение) 21 сентября, люди не работали, праздник начинался со службы в церкви, «крестного хода». Как говорили старожилы села Слободище Самохина Александра Никаноровна, Панчукова Евдокия Васильевна и другие в эти дни «носили икону», пели «молебные» песни. Перед церковью торговали разными продуктами. Для этого праздника резали барана, приезжали гости с ближних деревень, затем были застолье и гулянье.  До «Оспошки» сеяли зерновые, после «Оспошки» начинали копать картошку. В народе говорили: «Оспошка – бросай лукошко». Сейчас Фролов день и Оспошка не празднуются в селе.

На Пасху «кричали Христа». Женщины одевали сарафаны. На этот праздник всегда устанавливали качели, качались, пели песни, танцевали под гармонь.

 

В Слободище существовал такой обряд: в засушливое лето старые женщины собирались возле колодца и начинали молиться и петь песни, прося Всевышнего послать на землю дождь, потом обливались и умывались. Через некоторое время в селе действительно начинался дождь.

Из  любимых праздников, которые появились во времена Советской власти, были «Берёзка» и День тружеников сельского хозяйства. В эти дни особенно чествовали тружеников села: награждали призами и грамотами, показывали концерт, устраивали массовые гулянья. На эти праздники приходили почти все жители села. Однако в последние годы, в  связи со сменой руководства птицефабрики, а также ликвидации совхоза – эти праздники не отмечаются.

В настоящее время жители села Слободище  отмечают православные праздники и государственные, такие же, как и во всём Дятьковском районе.

    Свадебный обряд.

Свадебный обряд в Дятьковском районе представлен песнями, величальными припеваниями всех участников свадьбы, шуточно-озорными песнями – плясками.

Свадьба состояла из 4-х периодов:

1-й – сватовство, сговоры, рукобитье, запоины.

2-й – свадебный пир в доме жениха.

Отъезд за невестой.

Венчание в церкви.

3-й – приезд молодого. Свадебный пир в доме невесты.

Отъезд невесты из ролного дома.

4-й – утро в доме жениха, умывание молодых.

Приезд придань с приданным (сундуком) невесты.

 

 Первый и второй периоды менее массовые, но тоже проходили интересно. Отцу жениха посоветовали женить сына на девушке из соседнего села. Отец  старается увидеть девушку сам, узнать семью и состояние, потом уговаривает близкого друга идти (ехать) в сваты. В назначенный день отец жениха берёт хлеб-соль и со сватом едет к девушке. Участвует в сватовстве и сваха, которая советует девушку, старается больше узнать о ней, о её рукоделии, умении делать домашние работы. Сватовство проходило вечером, чтоб меньше глаз было, но на утро уже знало всё село, что засватали (запили) Марью. Если с обоих сторон достигнуто согласие, то отец девушки угощает сватов.

Запоины состоялись. Не важно было присутствие жениха и девушки. Приехав домой, отец объявляет, что тебя, сынок, женю на такой-то девке, а при запоинах обе стороны родителей намечают день венчания и свадьбы. Договариваются с попом, идёт подготовка к венчанию и свадьбе.

Наступил день свадьбы. Утром в дом молодого собираются родные и близкие. Гостей сажают за столы, угощают. Свашки (от жениха) поют соответствующие этому периоду песни:

 

                           Да чия ета мати,

                           Да чия ета мати

                         Па соседечкам ходя,

                         Да соседачек прося.

                          Вы, соседачки, мае

                          Вы, соседочки, мае

                         Да ходите вы ка мне,

                         Да ходите вы ка мне.

                          Да караваю чапати,

                          Да караваю чапати.

 

А в доме невесты идёт подготовка к венчанию. Подруги молодой наряжают невесту, заплетают косу, делают венки и, конечно, поют грустные песни. Молодая печальна, плачет, но что уже поделать, жизнь её девичья кончается, наступает новая замужняя.

 

                    Села какушка, села рябая

                           В саду на поляне.

                 Села девчёнка за дубовый стол

                                    С горькими слезами.

                            Не плач девка, не плач красная,

                                    Не плач, не волнуйся.

                             Ты не в поле идёшь на работу,

                                    Ты за молодого друга…

 

         Нарядный молодой сидит вместе с гостями, но не пьёт – ему не полагалось, а кони нетерпеливо уже звонят колокольчиками у крыльцами. Дуги упряжки украшены лентами, цветами, у лошадей гривы заплетены в косы с разноцветными лентами. Дружок, перевязанный через плечо расшитым самотканым рушником, объявляет, что пора ехать за молодой. Все гости поднимаются, крестятся, благодарят за угощение. Отец и мать благословляют сына, дружок выводит жениха из хаты, за ними выходят свашки и родные. Все рассаживаются в повозки, свашки поют весёлые песни.

 

Смех, шутки, музыка, пляски прямо на повозках. Кони рванули с места и понеслись вдоль села, унося с собою песни:

                             По улице по широкой

                                Обоз проезжает .

                             Ой, раным, ранёшенька,

                                 Обоз проезжает.

 

Вот и селение невесты. Ребятня уже сообщила, что едет молодой. Молодая наряжена, свашки кончают петь свои печальные песни.

 

 

                        Зазвякали вох да колечки на дворе,

                                     На дворе, на дворе.

                        Сястрицы мои подруженьки по мене,

                                      По мене, по мене.

Кони остановились у ворот. Одна песня меняется другой, свашки, слезая с повозок, начинают спокойную, удивительно напевную песню:

 

             Как у наших у ворот, ох, у широких,

               У широких, у ворот, ох, у широких.

              Раскинулось да синея моря, широкоя

               Ой, широкоя да синея моря широкоя.

 

Родственники жениха проходят в дом, где их встречают подружки невесты. Они окружают гостей «карагодом» и стараются не пропустить жениха  к невесте без выкупа:

 

   «…стоят базарятся!

   - не стоит столько ваша невеста!

   -  не стоит?! Сходите на базар купите, которая стоит!

    - а наша стоит!»

Дружок выкупает невесту, выводит с иконой из хаты и подводит к жениху.

 

Дружок, подвенешник и подвенешница (от молодой) родные и близкие отправляются в церковь на венчание. После венчания молодые становятся уже муж  и жена. Их встречает мать с хлебом-солью, благословляет пару. Дружок ведёт молодых в хату, за ними идут все приглашённые. Все рассаживаются за столы. Жениха и невесту сажают на куте, под образами. Перед ними стоят две четвертушки, перевязанные красной лентой и нарядный каравай. Каравай делался просто. В круглую большую буханку хлеба насаживались самодельные цветы, перевязанные лентой.

Девушки – подружки невесты, сгруппировавшись в углу хаты (за столами более близкие) , поют песни.

 

Гулянье в доме молодой проходило до вечера. Гости танцуют, поют. Шуты и балагуры намазываются красками, сажей, надевают разные тулупы, вывернутые наизнанку, веселят народ.

 

Наступает момент дарения подарков молодой, после которого дружок объявляет, что пора собираться в дорогу. В это время из хаты выносят подушки, одеяла, вышитые полотенца и кладут в возок, где будут ехать молодые. Невеста берёт икону (с которой венчалась в церкви) и выходит из родного дома. Ей в след бросают зерно. Выйдя из сеней она крестится, потом с помощью молодого и дружка садится в возок, а за ней следует жених, кучер берёт вожжи, и гости (от молодого) рассаживаются в нарядные повозки. Дружок садится вместе с молодыми, держа с собою бутыль вина, закуску для подорожного и деньги.

 

Свашки запевают быструю и задорную песню.

               А Ягор, а Ягорушка,

               Кучерявая головушка,

               Ой, лёли, лёли, лё.

               Кучерявая головушка.

Дружок благодарит родных невесты за угощение и даёт команду к выезду. Кони рванули с места и вихрем помчались от двора молодой.

 

Услышав звон бубенцов, песни, мать, отец и гости выходят встречать молодых. Молодая с иконой, крестясь перед входом, подходит к свекрови, которая их встречает с хлебом-солью. Свашки от молодого ещё пуще заливаются в песнях.

 

                    А вот тебе, Иванушка невестка до веку.

                    Ладо маё, ладо маё, невестка до веку.

                   Летел петух через реку, кричал кукареку.

                    Ладо маё, ладо маё, невестка до веку.

 

Молодой берёт хлеб-соль, невеста с иконой вслед за дружком, крестясь на образа в передней, заходят в хату. Потом берёт свою икону и ставит на кут к иконам свекрови. Молодые садятся на куте под образами. Опять начиналось гуляние у молодого, но длилось оно недолго. Гости расходятся по домам, а свашки стелют постель для молодых. Невеста снимает свекровины бажники, полотенца и вешает свои на окна, на иконы и стены. Постель готова. Жених и невеста уходят.

 

Так кончался третий период свадьбы.

На утро свекровь будит молодых. Невестка встаёт и отдаёт ночную рубаху свекрови, одевает другую, которую принесла она. Свекровь берёт у невестки ночную, убеждается в девичьей чести невестки, выбрасывает её во двор, чтобы другие видели, что невестка достойная.

Дружок и подвенешник (от молодого), перевязанные через правое плечо расшитыми полотенцами выводят молодую к колодцу умывать. Начинается веселье.

Умывание молодой тоже интересный момент. Дружок набирает ведро воды и поочерёдно умывает молодых. Сначала умывает молодую, «трёт» кирпичом щёки, чтобы розовыми были, как кирпич, потом молодому, чтобы крепкими были, как  кирпич. Шуты и балагуры танцуют, обливают водой всех. Потом молодой дают полные вёдра и коромысло, и она идёт домой, показывая своё умение носить воду на коромысле, за ней весёлая толпа. Если придании успели приехать к умыванию молодых, то вместе заходят в хату. Если опоздали, то дружок, невеста, свекровь выходят встречать их. Парни заносят сундук молодой, за ними гости и придани заходят в хату.

В этот день в доме молодого стараются угощать гостей получше, чтобы не упасть в грязь лицом перед родными невесты, показать себя. После угощения придании, начинают деление каравая. Гости молодого должны дать подарок или деньги на каравай и получить цветы от каравая. При делении каравая поют весёлые песни.

Разделив каравай, придании уезжают домой, весёлые и довольные. Молодая прощается с матерью и подругами, всплакнув во след им.

Так заканчивалась свадьба. 

 

 

 

Администрация проекта
Брянская область
Дятьковский район
с.Слободище, 242621



+7 920------- old-spam@mail.ru
На карте
https://yandex.ru/maps/?source=wizgeo&utm_source=serp&l=map&utm_medium=maps-desktop&mode=search&ll=34.327793%2C53.516336&text=Россия%2C%20Брянская%20область%2C%20Дятьковский%20район%2C%20село%20Слободище&sll=34.326325%2C53.515820&z=16